РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ ИЗ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА» НА 2012- 2013 ГОД.
Новикова Н.А. методист
организационно-методического отделения
муниципальное бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям «Эдельвейс»
omoedelveis@mail.ru
В муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Эдельвейс» направляются дети из различных учреждений органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Советского района г. Красноярска. Подавляющее большинство – это дети из семей группы риска (многодетные, неполные, опекаемые семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении, одинокие матери).
Зачастую для этих категорий детей характерно отставание в физическом и психическом развитии (задержка психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности и т.д.).
Цель программы - организация социально – психологической реабилитации детей группы социального риска путем интеграции в арт-терапевтическое пространство.
Задачи:
1) интегрировать различные арт-терапевтические направления в процессе работы с ребенком для его успешной реабилитации;
2) создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей группы риска в условиях временного коллектива;
3) способствовать формированию мотивации к конструктивному взаимодействию с участниками коллектива;
4) в процессе работы в условиях временного коллектива восстановить искаженный или нарушенный ранее социальный контакт и оптимизировать его в реальную социальную ситуацию;
5) коррекционное воздействие на все сферы психической деятельности ребенка: двигательную, познавательную, эмоционально-волевую, учитывая типологические особенности ребенка;
6) мотивировать ребенка на преодоление сложившихся у ребенка неэффективных защитных реакций и ролевых позиций.
Новизна:
Программа основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности, а как следствие социально-психологическая реабилитация детей группы социального риска.
Уникальность программы заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана практически на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница в результате зависит от уровня развития ребенка.
Целевая аудитория:
Дети с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью и мотивацией, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации и поведения.
Рекомендуемый возраст детей от 7 до 14 лет.
Планируемый результат:
1. Несовершеннолетние обладают навыками эффективного поведенческого и эмоционального отреагирования в социально приемлемой, допустимой форме.
2. У несовершеннолетних сформирована мотивация к конструктивному взаимодействию с участниками коллектива, преодолению коммуникативных барьеров.
4.Несовершеннолетние воспринимают социальную среду как комфортное пространство для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5.Несовершеннолетние способны осознавать свои чувства, переживания, эмоциональные состояния и умеют их регулировать.
6. У несовершеннолетних сформирована позитивная "Я-концепция" и уверенность в себе за счет социального признания ценности собственного творчества.
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается), проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.
|